О пользе и вреде катализаторов
Здравствуйте. Все автомобили, некоторые начиная еще с 90х годов, оборудованы катализаторами, с конца 90х- начала 2000х, присутствует еще и система контроля их состояния. Так что же такое катализатор, чем полезен, вреден, как работает, об ентом мы сегодня и поговорим.
1. Для чего ?
Катализатор, или, ежели правильно, каталитический нейтрализатор устанавливается на автомобили в систему выпуска отработавших газов с целью частичной нейтрализации вредных соединений в отработавших газах (выхлопе, если по простому).
2. Как работает ?
Исправный катализатор в прогретом (рабочем) состоянии превращает вредные выбросы в менее вредные, путем химических реакций а так-же задерживает в себе некоторые вредные вещества.
3. Чего нам это стоит ?
Для поддержания катализатора в работоспособном состоянии и необходимой его температуры состав смеси (условно говоря, количество топлива) в некоторых режимах работы двигателя специально выше, чем это необходимо для нормальной работы двигателя, что выливается в повышеный расход относительно такого же двигателя, не оборудованого катализатором. Динамические свойства машинки так-же занижены в некоторых режимах, чтоб не превысить порог пропускной способности катализатора. Для двигателей с объемом 2 и более литров, данная потеря мощности, в принципе, не существенна, а вот для моторчиков с меньшим объемом.. Гарантия на катализатор, у многих производителей авто практически отсутствует, т.е. составляет условную цифру типа 1-5 тысяч километров пробега, тут надо иметь ввиду, что сам катализатор достаточно дорогостоящая деталь, из за присутствия в нем редкоземельных металлов, хоть и в малых количествах. Из за качества нашего бензина, а так же попыток автовладельцев сэкономить, заливая 92й бензин в инжекторные авто класса евро-3 и выше, чего, по практике, делать никак не стоит ( ну не горит наш "девяностовторой" толком ! ), катализатор иногда достаточно быстро перегревается и начинает рассыпаться..
4. Чем страшен неисправный катализатор ?
Итак, он начал рассыпаться, если перегревшиеся его частицы, а разваливаться он начинает со стороны двигателя, пролетают через его оставшуюся часть, тогда Вы имеете, всего лишь, ошибку "P0420 Низкая эффективность катализатора", отрабатывая которую, машинка начинает переобеднять смесь (уменьшать количество топлива), чтоб Вы не загрязняли окружающую среду, что, в свою очередь, ведет к повышению расхода и снижению динамических качеств авто. Так ездить можно. Но не очень долго, ибо работа двигателя на переобедненой смеси ведет к его неисправности, более быстрому износу свечей, прогару клапанов, что влечет за собой дорогостоящий ремонт.. А вот если оторвавшиеся перегретые частицы не могут пройти сквозь оставшийся катализатор и забивают его, то, ошибка то, возможно, и не появится, однако катализатор начинает создавать серьезную помеху выпуску отработанных газов, что ведет к СУЩЕСТВЕННЫМ потере в динамике и увеличению расхода. Так же, на многих авто, в частности, Nissan, благодаря тому, что катализатор расположен слишком близко к двигателю, на определенном такте работы двигателя, возможно засасывание частиц катализатора обратно в двигатель. Вот тут и представьте себе, что сделает с цилиндрами, кольцами и поршнями абразивная керамическая пыль.. Двигатель может придти в полную негодность.
5. Что делать ?
Самый правильный вариант, при неисправности катализатора, поменять его. Однако это не бюджетно. Для большинства иномарок цена на него начинается от 30000 рублей.. Но есть другой вариант : Заменить программу блока управления двигателем на программу без контроля состояния катализатора и удалить его физически. Это возможно сделать, у нас, например, по цене от семи тысяч рублей. Здесь нужно понимать, что данную процедуру следует делать не там, где дешевле, а в том месте, положительные отзывы за которое вы слышали от знакомых или видели на просторах интернета неоднократно, ибо многие организации, где ценник слишком занижен, используют решения, сделаные не калибровщиками в ручном режиме, а автоматически, программами различными, что часто приводит не только к отключению контроля работоспособности катализатора, но и к отключению контроля других, весьма и весьма важных для здоровья мотора, датчиков и исполнительных механизмов. Можно и ничего не делать, и, если рассыпаясь, катализатор не забивается, то мириться с возросшим расходом, чуть уменьшившейся динамикой авто, горящей лампочкой "проверьте двигатель", к сколь либо серьезным последствиям это может и не привести за весь Ваш срок владения авто, а вот если он забивается и расположен близко к двигателю, то экономия может выйти, в результате, очень, таки, большим боком..