О диагностах, "диагностах" и чип-тюнинге
Здравствуйте, уважаемые читатели! Не секрет, что в современном автомобиле упраляет всем, даже примитивными, с точки зрения обывателя, моментами, электроника. Предложений по "диагностике" сейчас море, практически на каждом автосервисе или его рекламе красуется гордая надпись "диагностика", при том цены смешные, как правило, одна меньше другой, буквально даром.. При этом иногда вы натыкаетесь, обзванивая варианты, на ценник в два-пять раз выше, ваша реакция, в 90% случаев, мягко скажем - возмущение. Ибо, как так, везде по 300, а тут 1000 ?!!? Так в чём же разница, и зачем платить больше ? Об этом мы далее и поговорим.
1. Диагностическое оборудование.
Большинство автовладельцев считают, что диагностику делает сканер. На самом же деле, тот или иной сканер, это всего лишь один из инструментов, как, допустим, шуруповерт при ремонте квартиры, да, он очень облегчает задачу, но ни в коей мере не производит ремонт за вас. Сканеры же различные выдают лишь ошибки и огромную кучу различных циферок.. В них надо еще разобраться. При том наличие той или иной ошибки абсолютно не всегда прямо либо косвенно связано с мучающей вас неисправностью..
Вот именно чтение ошибок в большинстве автосервисов подразумевается под понятием "диагностика авто". Потому и в кавычках. Потому и дешево.
Владельцы автосервисов , в наше время, это очень часто люди, пришедшие в эту тему не из авторемонта а просто как в вид бизнеса, вроде как, доходный, при правильной организации.. Поэтому, они мыслят по этому моменту примерно так-же, как автовладельцы - "Куплю дорогой сканер, и будут мне сотрудники зарабатывать деньги, нажимая кнопочки".
2. Кадры.
В частных автосервисах, как правило, диагносты получают 40%. При том, они должны заниматься, в первую очередь, текучкой, и совмещение с обязанностями автоэлектрика для них обязательно. Как тут останется время на разбор сложных моментов, саморазвитие,общение с коллегами ? Чтоб что-то зарабатывать, им надо именно пахать с утра до вечера. Ведь, обычно, стоимость работ как-то отталкивается от нормочаса. Если таким людям хочется развиваться, они копят на некоторый минимум оборудования, аренду, и уходят на вольные хлеба. Те, кто остаются, просто не хотят и не могут развиваться.
У "официалов" обычно ещё веселее. 18-25%. За такой процент оплаты от своего труда вообще ни один более-менее уважающий себя специалист, пусть даже и начинающий, работать даже не пойдёт. Но. у "официалов" есть огромный плюс. Это доступ к "дилерской" информации и "дилерскому" оборудованию. Однако, т.к. уровень квалификации минимален, они, даже имея всё это, иногда умудряются делать "трупы". Машинка приезжает, допустим на ТО, своим ходом, и уезжает на эвакуаторе, простояв месяц, к кому-то из Специалистов. Это факты.
3. Ценовая политика.
Автосервисов много. Поэтому, когда все услуги примерно одинаковы, конкурировать они пытаются, в основном, демпингом. А чтоб заработать с низкими ценами нужен объем, поток. Диагностика с большой буквы при такой системе организации невозможна. Ибо она, по сложным моментам, занимает иногда и день, и два, и месяц.. ( Естественно, это не непосредственно работа с машиной, а поиск нужной информации, обмен мнениями с коллегами, разбор аналогичных случаев, анализ всей этой информации.. ) Это основные моменты.. Есть и ещё, но здесь уже объем не позволяет..)
Чип-тюнинг.
Тут всё сложнее. На самом деле, чтоб заниматься этим, нужно быть и Диагностом и понемногу мотористом, электронщиком и просто Человеком, известным в определенных кругах. Ибо коммерческие отношения, это всего лишь коммерческие отношения. У меня же например, теплые дружеские отношения практически со всеми талантливыми калибровщиками (авторами прошивок) России и ближнего зарубежья. Так-же теплые дружеские отношения с сильнейшими спецами по автоэлектронике различных марок по всей России. По этому, уж коллективно то, мы можем решить практически всё. )
С самого появления этой темы и до наших дней, чип-тюнингом, т.е. корректировкой програмного обеспечения занимались не только с целью улучшения характеристик авто, но и с целью задемпфировать некоторые неисправности, устранение которых дорого и (или) трудоемко. Где-то это оправдано, где-то нет.
Пара примеров :
1. Одна из контор, предлагающих услуги чип-тюнинга, при том стабильно знающая наши цены и умышленно держащая свои на 10-20% ниже, произвела програмное отключение сажевого фильтра на автомобиле Daewoo Winstorm, по заказу клиента, не продиагностировав машинку предварительно, ибо представитель их в Екатеринбурге никогда в общем-то и не был Диагностом..
При том сделали они это за 10000 рублей, хотя принятая цена в обществе 14000 на эту машинку, и даже у них озвучена на сайте 12000. Ну вот сделали за 10. Через очень малое время машинка оказалась у меня, с жалобами, что совсем не развивает обороты. Предварительная диагностика ошибок не показала. Ни одной. Разыскали родную прошивку от этого авто, залили.. Опс, появились ошибки ! И не только по сажевому, который им отключили, по нему, в общем то и должны были появиться. Произошло это потому, что прошивка, залитая им этой конторой, была, мягко выражаясь, некачественной. В ней были просто выключены ВСЕ ошибки. Т.е. хоть бы двигатель и всё навесное совсем умерло - ошибок бы не было. Далее уже в результате диагностики выяснилось, что просто умерли две форсунки из четырех. И на самом деле, мастеру этой конторы следовало бы просто указать автовладельцу на это, продиагностировав топливную систему, и отказаться удалять сажевый фильтр. Так было бы у нас, например. Да и у всех адекватных членов сообщества диагностов. Мы просто не "шьем" неисправные авто. Это правило. В результате, клиенту обошлось всё : 10000 - прошивка у них (деньги они так и не вернули, хотя двухнедельный манибэк предусмотрен и у них), 4000 - физическое удаление сажевого фильтра, 10000 - заливка родной прошивки у нас, 16000 - диагностика, прошивка с корректным отключением сажи у нас, замена двух форсунок, 16000 - собственно сами две форсунки.. Был умысел сэкономить 4000 рублей.. Посчитайте, что получилось.
2. VW Golf 5+, заехал к официалам на ТО, их "диагност" говорит - "О! По вашей машине есть заводское обновление программы ! Будем делать ?" - "А сколько стоит ?" - "Бесплатно!" - "Конечно будем!"... В результате попытки обновления ПО машина превратилась в труп. Простояла месяц. Сделать так ничего и не смогли. Написали отписку "Ваша машина была чипована, поэтому так и произошло.." (а чипована она не была). Машина приехала на эвакуаторе к нам. Сделали. Правда стоило это клиенту, в общей сложности, более 30000 рублей. Софт(программа) был очень редкий, двигатель 1,6 на автомате, пришлось ради софта купить блок. Но, я смог завести машину и на том что было, привязав ключики, просто были ошибки по коробке, ибо они залили туду софт от Audi A3 с МКПП, почему не смогли они, имея дилерское оборудование.. См. пункт 2 выше.
3. Infiniti FX50. Официалы при ТО почистили дроссельные заслонки, получили обороты холостого хода 1400-1700.. Сделать не смогли. Сказали "надо прошивать, ищите кто этим занимается", машина тоже приехала к ним абсолютно исправной. Уехала неисправной. Вот так вот. Она пока стоит. Мы за 2 дня решение придумать не смогли. Но придумаем.. Про ВАЗы, толпами прошитые еще будучи новыми в автосалоне прошивками с полностью отключеными флагами ошибок, т.е. когда ошибка не загорится никакая ни при каких условиях, вообще молчу.. А зачем их диагносту, чтоб они приезжали постоянно по гарантии с горящим "чеком" ? Сделаем сразу так! Пока совсем не развалится - не приедет ! А это будет уже не по гарантии.. )) Любая диагностика и ремонт таких машин возможны только после заливки заводской прошивки или нормальной тюнинговой.
В общем то, всё, что я хотел донести этой статьёй - выбор есть всегда. Хорошее дешевым не бывает.
Представитель НП АДАКТ в городе Екатеринбурге
Официальный региональный представитель APC по УрФО
Руководитель автосервиса "CHIP-TUNING-EKATERINBURG.RU"
На профильных форумах известен как "СаняЖД"