Что такое чип-тюнинг и для чего он нужен?
Немного истории. Началось все тогда, когда на смену карбюратору и трамблеру пришли Электронные Системы Управления Двигателем (ЭСУД). ЭСУД достаточно разнообразны, поэтому разбирать и классифицировать мы их не будем. Объединяет их одно – управление топливоподачей, искрообразованием, холостым ходом и пр. осуществляет Электронный Блок Управления (ЭБУ). ЭБУ принимает сигналы от разных датчиков, обрабатывает их по заложенной в него микропрограмме, и, в зависимости от установленных параметров (калибровок микропрограммы), осуществляет управление временем открытия форсунок, разрядом на катушке зажигания, положением регулятора холостого хода и т.д. Соответственно лафа, когда можно было улучшить разгон любимого авто просто подкрутив трамблер, и поменяв жиклеры, закончилась.
Сначала продвинутые инжекторщики пытались обмануть ЭСУД либо установкой форсунок большей производительности, регуляторов топлива с большим давлением, либо изменяя показания датчиков устанавливая дополнительные сопротивления и различные эмуляторы в их сигнальную цепь. Но со временем и эти процедуры оказались нецелесообразны, т.к. производительность системы топливоподачи и избыток топлива по сигналу с датчика расхода воздуха, корректировались лямбда-регулированием, а измененные показания датчика температуры приводили к несвоевременному включению вентилятора, и закипанию охлаждающей жидкости. Встала необходимость в корректировке калибровок микропрограммы ЭБУ. Началась программная война. Имя ей чип-тюнинг и продолжается она по сей день.
На данный момент сохранился и процветает, благодаря активной рекламе, анахронизм - эмулятор сигналов датчика электронной педали, педальбустер . Это устройство просто меняет сигнал с педали, сообщая ЭБУ о более глубоком и резком нажатии на педаль , чем на самом деле . Аналогичный эффект можно легко и бесплатно получить без устройства, просто более глубоко и резко нажав на педаль .
Что же такое – чип-тюнинг ?
Разберем это словосочетание дословно: ЧИП (chip) – микросхема с памятью, ТЮНИНГ ( tuning )- настройка . Чип-тюнинг - настройка содержимого микросхемы с памятью . То есть настройка калибровок микропрограммы по которым работает электронный блок управления двигателем (ЭБУ) . Повсеместно бытует выражение - "поставили чип". Это неправильное выражение, оно имеет отголоски тех времен, когда в ЭБУ стояли неперезаписываемые ПЗУ, и, выполняя программный тюнинг, из ЭБУ удаляли родную и ставили другую микросхему с настроенными калибровками .
Зачем это надо, и надо ли вообще ?
Современный производитель , руководствуясь соображениями качества топлива в разных регионах выставляет угол опережения зажигания (УОЗ) намного более поздним , что приводит к менее эффективному сгоранию топливовоздушной смеси (ТВС) . Чтобы снизить ударные нагрузки на трансмиссию производитель вводит различные поправки топливоподачи и УОЗ , но делает это чрезмерно , что приводит к излишней «задумчивости» и «провалам» при ускорении . Руководствуясь нормами токсичности производитель уменьшает топливоподачу там «где нужно больше» , и увеличивает там «где можно меньше» . Это , а также совокупность всех вышеизложенных факторов приводит к повышенному расходу топлива . Отдельный разговор про недоработки заводского ПО , касающиеся холостого хода , холодного пуска , слишком позднего включения вентилятора охлаждения радиатора , неправильной диагностики различных датчиков и исполнительных механизмов и далее-далее-далее .
Оперируя калибровками микропрограммы , можно устранить вышеизложенные проблемы , сделать автомобиль более приятным в эксплуатации , увеличить крутящий момент там , где его не хватает , выставить требуемую комплектацию ЭСУД , снизить расход топлива . То есть чип-тюнинг – это наиболее простой и относительно дешевый способ улучшить поведение и эксплуатационные характеристики автомобиля . Он не требует вмешательства в проводку , в конструкцию двигателя , что важно для автомобилей находящихся на гарантийном обслуживании . Также чип-тюнинг – единственный способ заставить ДВС с ЭСУД эффективно работать на альтернативном топливе ( пропан,метан ) .
Какие минусы чип-тюнинга ?
Да никаких . :-) Единственное правило – его должен делать человек , имеющий представление о процессах , происходящих в ДВС и знающий , что и зачем он меняет в калибровках . Иначе можно получить самые разнообразные последствия . Разновидностей ЭСУД , ЭБУ , и их микропрограмм существует великое множество . У каждой свое поведение , есть свои детские болезни . Поэтому к каждой из них необходим индивидуальный , профессиональный подход . И отсюда следствие - качественный чип-тюнинг не может быть очень дешевым .
Время идет , совершенствуются инструменты для настройки калибровок позволяя более тонко настраивать огромное множество режимов , приобретаются знания и опыт . И постепенно чип-тюнинг превращается из гадкого утенка с неуклюже правлеными двумя-тремя основными параметрами , в прекрасного лебедя , сочетающего в себе отменную динамику , приятное поведение авто и адекватный расход топлива .
Заключение .
Надеюсь мы смогли понятно объяснить смысл этого не совсем понятного , но популярного словосочетания . Удачи Вам на дорогах !
C уважением, Александр